Вам нравится, когда вас слышат?
Не просто слушают, а реально слышат то, что вы говорите?
- Разумеется, это всем нравится.
А как вы понимаете, что вас слышат?
Пожалуйста, прервите чтение и подумайте, как вы понимаете, что вас слышат?
Поскольку вашего ответа я не дождусь, приведу ответы участников моего тренинга общения:
- меня не перебивают, просто слушают и не пытаются вставить свои пять копеек,
- мой собеседник внимателен к моим словам.
Он не смотрит по сторонам и не зевает, а смотрит на меня,
- но не молчит, как мумия, а иногда кивает, соглашаясь со мной.
Пожалуй, в этих нескольких предложениях выражена суть так называемого нерефлексивного слушания.
Нерефлексивное – это слушание без анализа (рефлексии),
дающее возможность нашему собеседнику высказаться.
Такое слушание состоит в умении внимательно молчать.
Молчать – потому, что собеседнику хочется, чтобы мы его услышали.
Внимательно – если мы не будем внимательно слушать,
человеку не захочется говорить с нами.
Все, что нам нужно делать, это поддерживать то, что говорит
собеседник, стараясь, чтобы он полностью выговорился.
Правила нерефлексивного слушания
- Самое главное – не мешаем нашему собеседнику говорить.
Ибо то, что мы скажем, он либо пропустит мимо ушей, либо это собьет его с мысли. А иногда может вызвать обиду, потому что мы мешаем ему высказаться. - Внимательно смотрим на говорящего.
Не оцениваем ни его, ни то, что он говорит, ничего ему не советуем.
Просто принимаем собеседника таким, каков он есть, со всеми его заморочками и проблемами. - Даем понять собеседнику, что мы слышим его:
киваем головой, поддакиваем, соглашаемся с его высказываниями.
Когда полезно нерефлексивное слушание?
Тогда, когда мы хотим разговорить кого-либо: нашего ребенка, клиента, друга.
Когда у человека наболело и ему хочется, чтобы его выслушали.
Попробуйте в такой ситуации послушать вашего собеседника так, как описано выше и он будет вам благодарен, а в следующий раз он выслушает вас.